Модель психолого-педагогической службы
МБОУ «Переясловская ООШ №9»
Модель психолого-педагогической службы
План мероприятий психолого-педагогической службы
Необходимость эффективного решения проблем обучения, воспитания и развития детей, адресного решения проблем социально уязвимых категорий детей, а также проблем, обусловленных вызовами и рисками социальной среды, ставит перед общеобразовательной организацией задачу активного участия специалистов психолого-педагогического профиля в реализации программ развития предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов, участия этих специалистов в разработке программ воспитания и социализации школьников, в формировании атмосферы позитивного взаимодействия и развития всех участников образовательных отношений. Это предполагает широкое профессиональное взаимодействие специалистов психологической службы общеобразовательной организации с педагогическим коллективом, наличие у них профессиональных и межпрофессиональных компетенций, обеспечивающих возможность работать в междисциплинарных командах. Функционирование психологической службы обеспечивает готовность специалистов работать с различными категориями обучающихся (с одаренными и мотивированными детьми, со слабоуспевающими школьниками, которые обладают пониженной учебной мотивацией, принадлежат к группе ОВЗ, с социально дезадаптированными детьми), а также с родителями (законными представителями) и педагогическим коллективом в целом.
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего образования устанавливают требования к реализации в рамках ООП программы развития универсальных учебных действий (программы формирования общеучебных умений и навыков), программы воспитания и социализации обучающихся, а также программы коррекционной работы.
Муниципальный уровень:
-Приказ Управления образования от 03.06.2022г. №343 «О психологической службе системы образования Рыбинского района».
-План мероприятий по развитию психологической службы в системе
образования Рыбинского района (приказ от 28.01.2022г. №52) с внесенными изменениями (приказ от 23.09.2022 №443).
- Приказ МКУ «ИМЦ» от 18.05.2021г. №1/6 «Об утверждении Положения о территориальной психолого-медико-педагогической комиссии».
Аналитическая часть
В МБОУ « Переясловская ООШ №9» созданы специальные условия с целью психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений: работают службы
психолого-педагогический консилиум;
служба медиации;
совет профилактики;
школьные предметные методические объединения;
в сопровождении участников задействованы узкие специалисты:
педагог-психолог
социальный педагог
учитель-логопед
учитель-дефектолог
- Установлено взаимодействие с территориально-психолого-медико-
педагогической комиссии (ТПМПК), позволяющее обеспечить возможность определения специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями развития.
- Установлено взаимодействие с районным методическим объединением педагогов- психологов, оказывающим хорошую методическую помощь.
-Функционирует школьный психолого-педагогические консилиум (ШППк), с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения;
- Функционируют службы школьной медиации с целью оказания содействия в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе учебно-воспитательной деятельности.
Несмотря на имеющиеся ресурсы, существуют объективные проблемы:
- Недостаточный уровень профессиональной подготовки
учителей-предметников при работе с детьми с разными образовательными
потребностями;
-Отсутствие практических навыков работы с разными нозологическими группами детей и их семьями, с обучающимися с девиантным поведением;
-Отсутствие ранней коррекционной помощи в дошкольных образовательных организациях;
- Отсутствие своевременной профессиональной поддержки родителей;
- Недостаточная информированность детей, их родителей (законных
представителей) и педагогов о возможности получения психологической
помощи;
- Неравномерность оказания психологической помощи участникам образовательных отношений;
- Имеющиеся трудности междисциплинарного взаимодействия специалистов
сопровождения в рамках деятельности психолого-педагогических
консилиумов образовательных организаций;
- Недостаточная материально-техническая и методическая оснащенность
кабинета педагога-психолога, учителя – логопеда.
- Увеличение контингента детей с различными образовательными потребностями.
В МБОУ «Переясловская ООШ №9» обучаются 5 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
В школе образование направлено на организацию комплексной педагогической, психологической и социальной помощи школьникам с ОВЗ, для обеспечения возможности коррекции недостатков в их психофизическом развитии и освоения основной образовательной программы в рамках инклюзии. При этом самым важным звеном всей системы коррекционной работы является психолого-педагогическая компетентность учителя. Инклюзивное образование может быть эффективным только в том случае, если педагог умеет работать в сотрудничестве с другими специалистами. Поэтому взаимодействие учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения играет важную роль.
Психологическая служба осуществляет деятельность по формированию единого пространства психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательных отношений, обеспечивает развитие личности в образовательной среде и психологическую помощь в преодолении психологических трудностей участникам образовательного процесса через профессиональную деятельность педагогов-психологов, педагогов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, социальных педагогов.
Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы общего образования в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО направлены на обеспечение: преемственности содержания и форм организации образовательной деятельности при получении основного общего образования; учета специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе:
особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый;
формирования и развития психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;
вариативности направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;
формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
развитие своей экологической культуры, дифференциация и индивидуализация обучения;
.мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения;
обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности;
формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);
диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения
(индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);
вариативности форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).
Цель службы психолого-педагогического сопровождения:
обеспечение профессионального психологического сопровождения образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепление психического и психологического здоровья и развитие обучающихся, снижение рисков дезадаптации, негативной социализации.
Задачи:
проектирование психологически безопасной образовательной среды;
участие в реализации образовательных программ, создании условий для достижения образовательных результатов;
разработка и реализация программ воспитания;
формирование атмосферы позитивного взаимодействия и развития всех участников образовательных отношений;
содействие школьникам в их профессиональном и личностном развитии, формировании психологической культуры и овладении навыками профилактики и преодоления трудных жизненных ситуаций;
обеспечение эффективного решения проблем обучения, воспитания и развития обучающихся, адресного решения проблем социально уязвимых категорий обучающихся, а так же проблем, обусловленных вызовами и рисками социальной среды;
создание психолого-педагогических условий для развития способностей и талантов обучающихся;
консультирование и поддержка родителей, педагогов, профилактика эмоционального выгорания.
Основные направления деятельности:
разработка и реализация образовательных программ, программ коррекционно-развивающей, просветительской, профилактической деятельности, программ адресной психологической помощи целевым группам детей;
выявление потребностей в построении индивидуальных образовательных маршрутов и их реализация;
оказание консультативной поддержки родителям (законным представителям) и другим участникам образовательных отношений;
ранняя коррекционная и экстренная психологическая помощь;
организация и проведение мероприятий по профилактике эмоционального выгорания педагогов;
психолого-педагогическая реабилитация детей-инвалидов;
проведение мероприятий комплексной профилактики социальной дезадаптации и негативных явлений;
обеспечение психологических условий для формирования жизненных перспектив, самореализации.
Основные виды работ и содержание деятельности психолого-педагогической службы:
Психологическое просвещение (и образование) - формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), педагогических работников и руководителей общеобразовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности;
Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, профессионального выгорания педагогов; выявление и нейтрализация факторов, негативно влияющих на здоровье педагогов и обучающихся; формирование у всех участников образовательного процесса потребности в здоровом образе жизни; разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
Диагностика (индивидуальная и групповая) - психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;
Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
Сопровождение одаренных детей, развитие их одарённости путем решения следующих задачи: разработка индивидуальных образовательных маршрутов; формирование адекватной самооценки; охрана и укрепление физического и психологического здоровья; профилактика неврозов; предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников; развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей.
Коррекционно-развивающая работа (индивидуальная и групповая) –
возможностями здоровья, преодоление организация работы с обучающимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики; активное воздействие на процесс формирования личности и преодоление затруднений в усвоении программного материала на основе комплексного взаимодействия педагога-психолога с педагогами, дефектологом, логопедом, социальным педагогом; коррекцию недостатков психического и (или) физического развития детей с ограниченными трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования;
Консультирование (индивидуальное и групповое) – помощь участникам образовательного процесса в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, в актуализации и активизации личностных особенностей; содействие сознательному и активному присвоению нового социального опыта; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений; решение различного
рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, самосознании и саморазвитии.
Экспертиза – психологический анализ образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения; оценка альтернативных решений и выделение наиболее предпочтительных вариантов организации учебно-воспитательного процесса.