МБОУ "Переясловская ООШ №9"
село Переясловка, Рыбинский район
  • Полезная информация

    Модель психолого-педагогической службы

    МБОУ «Переясловская ООШ №9»

    Модель психолого-педагогической службы

    План мероприятий психолого-педагогической службы

    Необходимость эффективного решения проблем обучения, воспитания и развития детей, адресного решения проблем социально уязвимых категорий детей, а также проблем, обусловленных вызовами и рисками социальной среды, ставит перед общеобразовательной организацией задачу активного участия специалистов психолого-педагогического профиля в реализации программ развития предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов, участия этих специалистов в разработке программ воспитания и социализации школьников, в формировании атмосферы позитивного взаимодействия и развития всех участников образовательных отношений. Это предполагает широкое профессиональное взаимодействие специалистов психологической службы общеобразовательной организации с педагогическим коллективом, наличие у них профессиональных и межпрофессиональных компетенций, обеспечивающих возможность работать в междисциплинарных командах. Функционирование психологической службы обеспечивает готовность специалистов работать с различными категориями обучающихся (с одаренными и мотивированными детьми, со слабоуспевающими школьниками, которые обладают пониженной учебной мотивацией, принадлежат к группе ОВЗ, с социально дезадаптированными детьми), а также с родителями (законными представителями) и педагогическим коллективом в целом.

    Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего образования устанавливают требования к реализации в рамках ООП программы развития универсальных учебных действий (программы формирования общеучебных умений и навыков), программы воспитания и социализации обучающихся, а также программы коррекционной работы.

    Муниципальный уровень:

      -Приказ Управления образования от 03.06.2022г. №343 «О психологической службе системы образования Рыбинского района».

      -План мероприятий по развитию психологической службы в системе

    образования Рыбинского района (приказ от 28.01.2022г. №52) с внесенными изменениями (приказ от 23.09.2022 №443).

      - Приказ МКУ «ИМЦ» от 18.05.2021г. №1/6 «Об утверждении Положения о территориальной психолого-медико-педагогической комиссии».

      Аналитическая часть

      В МБОУ « Переясловская ООШ №9» созданы специальные условия с целью психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений: работают службы

     психолого-педагогический консилиум;

     служба медиации;

     совет профилактики;

     школьные предметные методические объединения;

    в сопровождении участников задействованы узкие специалисты:

     педагог-психолог

     социальный педагог

     учитель-логопед

     учитель-дефектолог

    - Установлено взаимодействие с территориально-психолого-медико-

    педагогической комиссии (ТПМПК), позволяющее обеспечить возможность определения специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями развития.

    - Установлено взаимодействие с районным методическим объединением педагогов- психологов, оказывающим хорошую методическую помощь.

    -Функционирует школьный психолого-педагогические консилиум (ШППк), с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения;

    - Функционируют службы школьной медиации с целью оказания содействия в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе учебно-воспитательной деятельности.

    Несмотря на имеющиеся ресурсы, существуют объективные проблемы:

    - Недостаточный уровень профессиональной подготовки

    учителей-предметников при работе с детьми с разными образовательными

    потребностями;

    -Отсутствие практических навыков работы с разными нозологическими группами детей и их семьями, с обучающимися с девиантным поведением;

    -Отсутствие ранней коррекционной помощи в дошкольных образовательных организациях;

    - Отсутствие своевременной профессиональной поддержки родителей;

    - Недостаточная информированность детей, их родителей (законных

    представителей) и педагогов о возможности получения психологической

    помощи;

    - Неравномерность оказания психологической помощи участникам образовательных отношений;

    - Имеющиеся трудности междисциплинарного взаимодействия специалистов

    сопровождения в рамках деятельности психолого-педагогических

    консилиумов образовательных организаций;

    - Недостаточная материально-техническая и методическая оснащенность

    кабинета педагога-психолога, учителя – логопеда.

    - Увеличение контингента детей с различными образовательными потребностями.

    В МБОУ «Переясловская ООШ №9» обучаются 5 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

    В школе образование направлено на организацию комплексной педагогической, психологической и социальной помощи школьникам с ОВЗ, для обеспечения возможности коррекции недостатков в их психофизическом развитии и освоения основной образовательной программы в рамках инклюзии. При этом самым важным звеном всей системы коррекционной работы является психолого-педагогическая компетентность учителя. Инклюзивное образование может быть эффективным только в том случае, если педагог умеет работать в сотрудничестве с другими специалистами. Поэтому взаимодействие учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения играет важную роль.

    Психологическая служба осуществляет деятельность по формированию единого пространства психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательных отношений, обеспечивает развитие личности в образовательной среде и психологическую помощь в преодолении психологических трудностей участникам образовательного процесса через профессиональную деятельность педагогов-психологов, педагогов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, социальных педагогов.

    Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы общего образования в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО направлены на обеспечение: преемственности содержания и форм организации образовательной деятельности при получении основного общего образования; учета специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе:

     особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый;

     формирования и развития психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;

     вариативности направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;

     формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;

     развитие своей экологической культуры, дифференциация и индивидуализация обучения;

     .мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

     психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения;

     обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности;

     формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);

     диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения

    (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);

     вариативности форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

    Цель службы психолого-педагогического сопровождения:

    обеспечение профессионального психологического сопровождения образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепление психического и психологического здоровья и развитие обучающихся, снижение рисков дезадаптации, негативной социализации.

    Задачи:

     проектирование психологически безопасной образовательной среды;

     участие в реализации образовательных программ, создании условий для достижения образовательных результатов;

     разработка и реализация программ воспитания;

     формирование атмосферы позитивного взаимодействия и развития всех участников образовательных отношений;

     содействие школьникам в их профессиональном и личностном развитии, формировании психологической культуры и овладении навыками профилактики и преодоления трудных жизненных ситуаций;

     обеспечение эффективного решения проблем обучения, воспитания и развития обучающихся, адресного решения проблем социально уязвимых категорий обучающихся, а так же проблем, обусловленных вызовами и рисками социальной среды;

     создание психолого-педагогических условий для развития способностей и талантов обучающихся;

     консультирование и поддержка родителей, педагогов, профилактика эмоционального выгорания.

    Основные направления деятельности:

     разработка и реализация образовательных программ, программ коррекционно-развивающей, просветительской, профилактической деятельности, программ адресной психологической помощи целевым группам детей;

     выявление потребностей в построении индивидуальных образовательных маршрутов и их реализация;

     оказание консультативной поддержки родителям (законным представителям) и другим участникам образовательных отношений;

     ранняя коррекционная и экстренная психологическая помощь;

     организация и проведение мероприятий по профилактике эмоционального выгорания педагогов;

     психолого-педагогическая реабилитация детей-инвалидов;

     проведение мероприятий комплексной профилактики социальной дезадаптации и негативных явлений;

     обеспечение психологических условий для формирования жизненных перспектив, самореализации.

    Основные виды работ и содержание деятельности психолого-педагогической службы:

    Психологическое просвещение (и образование) - формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), педагогических работников и руководителей общеобразовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности;

    Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, профессионального выгорания педагогов; выявление и нейтрализация факторов, негативно влияющих на здоровье педагогов и обучающихся; формирование у всех участников образовательного процесса потребности в здоровом образе жизни; разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;

    Диагностика (индивидуальная и групповая) - психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;

    Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

    Сопровождение одаренных детей, развитие их одарённости путем решения следующих задачи: разработка индивидуальных образовательных маршрутов; формирование адекватной самооценки; охрана и укрепление физического и психологического здоровья; профилактика неврозов; предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников; развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей.

    Коррекционно-развивающая работа (индивидуальная и групповая)

    возможностями здоровья, преодоление организация работы с обучающимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики; активное воздействие на процесс формирования личности и преодоление затруднений в усвоении программного материала на основе комплексного взаимодействия педагога-психолога с педагогами, дефектологом, логопедом, социальным педагогом; коррекцию недостатков психического и (или) физического развития детей с ограниченными трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования;

    Консультирование (индивидуальное и групповое) – помощь участникам образовательного процесса в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, в актуализации и активизации личностных особенностей; содействие сознательному и активному присвоению нового социального опыта; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений; решение различного

    рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, самосознании и саморазвитии.

    Экспертиза – психологический анализ образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения; оценка альтернативных решений и выделение наиболее предпочтительных вариантов организации учебно-воспитательного процесса.

    Правила Поддержка Учебники Родителям Здоровье Учащимся ОВЗ

    На основании «Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 г. № 1309, в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.10.2015 № 07-3485 «Об организации работы по обучению (инструктированию) работников учреждений и организаций по вопросам доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи», письмом Министерства образования Красноярского края от 19.11.2015 № 75-12308 «О проведении обучения (инструктирования) по вопросам обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг», приказа Управления образования администрации Рыбинского № 108 от 29.09.2016 (измен. Приказ № 144 от 22.11.2016) «Об организации работы по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования» в школе разработаны следующие нормативные документы: — Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) для инвалидов и предоставляемых услуг; — Дорожная карта поэтапного повышения уровня доступности объекта и предоставляемых услуг в сфере образования для всех категорий инвалидов; — Программа инструктажа работников МБОУ «Переясловская ООШ № 9» по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и оказания при этом необходимой помощи.

    Родителям ОВЗ

    Школьная модель инклюзивного образования (далее Модель) представляет собой совокупность принципов, норм, функциональных структур, последовательных этапов деятельности, организационных условий и механизмов, обеспечивающих создание инклюзивной образовательной среды, реализацию целей и задач инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы. В описании модели используются следующие понятия: Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (обучающийся с ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст.2 Федерального закона РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст.2 Федерального закона РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie